ОТБИВНЫЕ ИЗ АВТОМОБИЛЕЙ
Автомобильная промышленность продолжает совершенствовать уровень безопасности компактных и семейных автомобилей. Но израильский потребитель предпочитает новейшую аудиосистему дополнительной паре воздушных подушек безопасности. Факт остаётся фактом, и наиболее продаваемая в Израиле машина имеет только 3 звезды в crash-тестах. Ralph Nader США, ноябрь 1965 год. Ральф Надер, 31 год, адвокат, сын ливанских эмигрантов опубликовывает книгу «Unsafe At Any Speed» («Ненадёжна при любой скорости»). Лейбмотив книги: автопромышленность Америки слишком увлекается внешним видом и дизайном, оснащением мощными двигателями и совершенно забросила тему безопасности. И это вопреки, что ежегодно в Америке погибают в автокатастрофах 40 тыс. человек и более 1.5 млн. получают увечия. Виновник аварий, по утверждению Надера, не только «идиот за рулём», как пытаются представить автопроизводители, но и сами автомобили. Вопреки революционному заявлению, книга не получила широкого распространения и была бы предана забвению, если бы не «услуга» фирмы General Motors. В книге Надера было выдвинуто обвинение против модели Chevrolet Corvair, система задней подвески которой была несовершенна и явилась причиной серий аварий из-за потери управления. General Motors решили, что лучшим способом закрыть проблему будет преследование автора книги. В ход пошли частные детективы, соблазнительные приманки, попытки вымогательства с целью опорочить имя автора. Chevrolet Corvair Действия General Motors не остались незамеченными репортёром газеты «New Republic». Джеймс Риджвей опубликовал историю Надера и она разошлась миллионными тиражами в различных газетах Америки. В конечном результате, книга Надера стала бестселлером. Книга Надера имела далеко идущие последствия: в 1966 году президент Линдон Джонсон подписал новые указы, внесшие поправки в новые стандарты безопасности. Была создана Федеральная Ассоциация Безопасности Движения (NHTSA), которая обязала автопромышленников пересмотреть и усовершенствовать системы безопасности автомобиля. Так, в 1968 году была введена обязательная установка ремней безопасности. Система crash-тестов претерпела изменения, требования ужесточились. А из тестов, при которых водитель-испытатель выпрыгивал из автомобиля за мгновение до столкновения с препятствием, были убраны люди и заменены манекенами. С 1985 года NHTSA начала проводить независимые crash-тесты и опубликовывать их результаты. Безопасность как фактор маркетинга. Свободный рынок без строгих, ограничивающих стандартов многие годы облегчал жизнь многих автопроизводителей Европы. Организация, которая заставила производителей усовершенствовать уровень безопасности, не была государственной, а была создана, в основном, из представителей автоклубов и потребительских обществ. Организация по имени Euro NCAP (новая программа оценки автомобиля) в 1997 году произвела первую серию испытаний: столкновение на скорости 64 км/ч в препятствие из алюминия и др. тесты. Результаты оказались плачевными. Эксперты NCAP с трудом вытащили корпусы манекенов из обломков BMW 3 серии, автомобиля-символа немецкого производителя, которая всегда считалась безопасной. В этом испытании она получила утешительные полторы звёздочки из четырёх. Mercedes C-class получил только 2 звезды, Audi A4 – 2.5 звезды. Mini Metro (Rover 100), народный любимец в Англии, получил всего 1 звезду, т. е. почти верная гибель при столкновении при скорости 64 км/ч. Только Volvo S40 достиг высшей отметки – 4 звезды. Автопроизводители, по-видимому привыкшие продавать только видимость безопасности, подняли большой крик против результатов Euro NCAP теста, утверждая, первое – лабораторные испытания не отражают действительную безопасность, и, второе – укрепление корпуса автомобиля в соответствии с требованием теста приведёт к ухудшению характеристик пассивной безопасности при низких скоростях. Самые громкие крики были слышны из Германии и Швеции. Производители Мерседеса и Сааба, в дальнейшем, могли только проиграть от проведения новых испытаний.
Но в последующие 6 лет автоконцерны смирились с проведением испытаний и поняли, что высокие оценки поднимут престиж автомобиля, Улучшения в достижениях новейших моделей огромны. Новое поколение Audi A4 и BMW 3 серии достигли 4-х звёздочек, а Mercedes – даже 5 (3 года назад в серию испытаний был включён боковой crash-test на скорости 29 км/ч в столб, дающий пятую звезду). Оценка в 3 звезды, вполне приемлимая в прошлом, на сегодня является провалом. Большинство новых автомобилей выдерживают испытания на 4 звезды. Наибольшую выгоду из NCAP тестов извлекла Renault, которая до этого ассоциировалась, в основном, с комфортом, но никак ни с безопасностью. В считанные годы Renault удалось спроектировать автомобили, идеально отвечающие условиям crash-тестов: все модели Renault, начиная с Clio, получили, как минимум, 4 звезды. Renault поднялись на волну в 1999 году, когда первое поколение Мегана получило 4 звезды и общую оценку 82% — выше всех конкурентов: Ford Focus – 4 и 74%, Volkswagen Golf – 4 и 74%, Peugeot 306 – 3 и 53%. Примечание: Оценка в 37 зачётных очков даёт 100%. Рекламное агентство французов отреагировало компанией под названием «Оставаться красивым», лейбмотивом которой была мысль «Зачем стараться быть таким красивым, если вы не водите такую надёжную машину». Рекламные ролики проигрывали эту идею с красивой девушкой, занятой лёгкими пластическими операциями для совершенствования своей внешности. Второго рекорда Renault достигла в 2001 году с вторым поколением Лагуны. В crash-тесте в голову манекена выстрелила воздушная подушка; передняя часть машины превратилась в месиво, но водительская кабина осталась без каких-либо деформаций, руль не причинил никакого вреда грудной клетке, система преднатяжителя предотвратила ущерб в результате проскальзывания под ремень. Внешний каркас кабины остался целым и все двери с лёгкостью открылись. Laguna отличилась также в боковом crash-тесте и получила высшую оценку Euro NCAP – 5 звёздочек и 97%. Laguna, входящая в категорию «больших-семейных», обошла именитых Volvo S80 (4 звёздочки и 85%), а также Saab 9-5 (4 звёздочки и 91%). Третий рекорд Renault достигла при испытаниях второго поколения Мегана. Впервые среди «семейных компактных», относительно всенародных, получила 5 звёздочек, тем самым показав, что высокая степень безопасности – не только привилегия богатеев. Меган второго поколения прибудет в Израиль через полгода и будет оснащён, кроме шести подушек (передние, боковые, надувной занавес), дополнительной подушкой внутри сиденья под бёдрами, цель которой предотвратить проскальзывание под ремень. Renault Laguna Renault Megane Renault на сегодня единственная в мире фирма, имеющая четыре представителя из общего списка моделей фирмы, получивших высшую категорию безопасности. 2001 год – Laguna II, 2002 год – Megane II, первый представитель класса «семейных автомобилей», получивший 5 звёзд 2002 год – Vel Satis 2003 год – Espace IV, первый представитель класса MPV, преодолевший 35-очковый (из 37 возможных) рубеж оценки испытаний Euro NCAP и ставший самой безопасной MPV в мире. Renault Vel Satis Renault Espace У Volvo нет ни одного представителя в клубе пятизвёздочных, Saab имеет одного (модель 9-3), и Mercedes — два (С и Е класс). Так что фирме Renault, действительно, есть чем гордиться и его достижения немало способствуют маркетинговому успеху и повышению популярности в Европе, где Renault обошла Volkswagen, Opel и Peugeot. Японские автопромышленники, автомобили которых всегда считались надёжными, но уж слишком «нежными», поняли тот потенциал, который заложен в теме развития безопасности и уже Тойотовский Yaris, спланированный и производимый в Европе, получает 4 звёздочки, обогнав по общей оценке Fiat, Peugeot, Renault Clio и других соратников по категории «супер-мини». Имеются также примеры лидерства японцев от Хонды, Ниссана и др. Существует дополнительный экзамен на безопасность пешеходов, в которых автомобили совершают наезды на манекена на скорости 40 км/ч. Его целью является определение уровня опасности для пешехода. Этот экзамен не включается в общую оценку «звёздности» автомобиля и, к сожалению, автопроизводители не инвестируют достаточно средств в развитие данного направления. Большинство фирм (исключая Хонду) получили очень низкие оценки по этой категории. К сожалению, общий кризис в последние годы, определяющий политику потребительства в Израиле довлеет над безопасностью. Факт, что наиболее продаваемая машина в Израиле имеет лишь 3 звёздочки в crash-тесте. Люди, посещающие выставочные павильоны импортёров автомобилей, зачастую предпочитают оснащение автомобиля различными аксессуарами (CD, DVD. сhanger и т. д.) выбору дополнительных элементов безопасности. Но было бы неправильно предполагать, что фактор безопасности не интересует потенциальных автовладельцев. По данным статистического опроса, фактор безопасности ставится на первое место более, чем 42.8% клиентами. Многие компании, имеющие большой парк автомобилей (Hi-Tech), находящихся в пользовании работников, вынуждены лавировать, стараясь отдать предпочтение более безопасным автомобилям в условиях жёстких ограничений бюджета. Так, Ноам Кум, ответственный за парк автомобилей в фирме «Matrix», отмечает, что работники фирмы прекрасно информированы об элементе безопасности автомобиля и всё чаще требуют предоставить в их распоряжение более оснащённую и надёжную технику. Например, раньше они использовали автомобили Hyundai Accent, которые в дальнейшем стали заменяться на более дешёвые Daewoo Lanos без воздушных подушек.
Многие работники воспротивились обмену, потребовав более оснащённый и безопасный Accent. Импортёры прекрасно знают своих потребителей и лишь немногие из них предпочитают продавать модели, имеющие низкую оснащённость элементами безопасности, что немногим удешевляет машину и слегка увеличивает прибыли. Годами в парки автомобилей крупных фирм продавались модели с заниженным уровнем оснащённости. Например, Mazda Lantis, Subaru Impreza, Ford Focus имели всего одну подушку. Peugeot 307 продавалась в Израиле в версии, имеющей две воздушные подушки, тогда как принятый в Европе минимум (проверенный NCAP) имел стандарт 6 подушек. Toyota Corolla имеет в Израиле 2 подушки, вместо 4 принятых в Европе. Элементы безопасности (воздушные подушки, ABS, ESP, TCS и др.) становятся всё более доступными для потребителя, всё чаще составляя стандартную конфигурацию автомобиля и переставая являться прерогативой дорогостоящих представителей. Государственные структуры стараются поддержать тенденцию улучшения оснащённости путём снижения налогов на элементы передвижения.